Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий
руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали,
что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум,
положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще
одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество
рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную
систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние
органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого
пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец
связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного
пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца —
на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные
физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М.
Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают
снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков,
развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал,
что "ум ребенка находится на кончике пальцев”.
И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо
знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не
что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры.
Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько
пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий,
иммуностимулирующий эффект — это раз. Стимуляция мыслительных функций и
речи — это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных
эмоций — это три. Думаю, этого вполне достаточно, что бы игры и
упражнения с пальчиками и ладошками уверенно обосновались в арсенале
ваших с малышом забав.
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в
настоящее время много говорят о зависимости между точным движением
пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа
пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает
положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную
ручку к письму. Осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.
Известно, что речью управляет центральная нервная система.
Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков,
дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению
звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и
предложений, использования грамматических форм и многое другое.
Удивительная работа по освоению речи проходит в тайне от нас, в
лабораториях мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая
мелкую моторику рук малыша. Кисти рук — представители речевых центров
мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются
речевые функции — двойная польза!
Развивать ручки малыша можно с самого рождения. Сжимая крошечными
пальчиками наши сильные пальцы, захватывая и удерживая погремушки или
стараясь поймать свои собственные ножки, он уже находится в процессе
развития. Наша же задача помочь крохе сделать игры с ручками более
эффективными. Пока ребенок маленький, и не может самостоятельно
выполнять различные упражнения, вы должны ему помочь, например, в
процессе чтения стишков загибать пальчики. Для лучшего воздействия, их
стоит не просто загибать, а слегка массировать, начиная с мизинчика и
заканчивая большим пальцем. «Варить» кашу на ладошке тоже достаточно
полезно, круговыми движениями разминая ладошку. Не забывайте играть
поочередно то с правой, то с левой ручкой. Для самых маленьких как
нельзя лучше подходят простые народные игры. Это хорошо известные вам
"Ладушки”, "Сорока-ворона”, "Коза рогатая” и другие игровые потешки для
малышей. Но играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или
иной стишок, не забывайте об эмоциональной окраске того, что вы
говорите. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте
отдельные слова, рассказывайте весело, и выразительно. Главное, что бы
он вызывал эмоциональный отклик и у мамы, и у малыша.
Основные занятия с малышом
Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие
массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной
стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие,
великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой
массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и
контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания
массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он
даёт отличные результаты.
Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль
или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает
руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие
координации пальцев.
Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин,
глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш
также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению
речи.
Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные
горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать
крупы, растирать в руках.
Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую
моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — этим весёлым
занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из
глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. А
современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр.
Занимайтесь с крохой — игры и гимнастика для пальчиков способствует не
только речевому, но и всестороннему развитию.
Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек
достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично
развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает
повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую
шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона,
вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или
что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки
малыш будет просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект
к другому (ёжик несёт яблоко и т.д.)
Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку,
застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или
бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на
другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно
развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.
Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность,
сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам
мелкую моторику.
Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой
поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение
координации движений кисти.
Используйте творческий подход, занимаясь со своим любимым крохой: все
занятия сопровождайте сказками, придумываемыми по ходу действий.
Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект. Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность:
идя с малышом за руку немного помассируйте ладошку, на прогулке
разрешите ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки
пальчиками в ведёрко, готовите из теста — выделите крохе кусочек. И
конечно же, много говорите с малышом, обсуждайте всё, что происходит.
Совсем скоро он станет полноценным участником диалога!
Веселых игр вашему малышу и его маленьким пальчикам!